Системы бесперебойного питания от
крупнейших мировых производителей

Использование автомобильного аккумулятора в ИБП

Проблема применения в составе ИБП стартерных автомобильных аккумуляторов обычно появляется у владельцев устройств с индексом LT, которые они приобретают с целью экономии, так как стоимость данных АКБ ниже цены необслуживаемых герметичных аккумуляторов.

Использовать автомобильные АКБ с ИБП не рекомендуется по следующим причинам:

  • Несоответствие напряжения заряда. Чтобы осуществить зарядку АКБ, требуется напряжение от 14 до 14,2 вольта. Это обычное напряжение бортовой автомобильной сети. В ИБП стандартное напряжение составляет от 13,6 до 13,8 вольт. Если автомобильный АКБ использовать в составе ИБП, они постоянно будут заряжаться не полностью, что негативно повлияет на состояние самой батареи и уменьшит время автономной работы ИБП. Не дозаряженная АКБ обеспечит меньшее время автономной работы, чем специализированная аккумуляторная батарея аналогичной емкости, поэтому об экономии речь идти не может. Почему так происходит? У любого аккумулятора имеется определенное внутреннее сопротивление. Его размер зависит от уровня заряда аккумулятора. У до конца заряженного устройств внутреннее сопротивление большое, в процессе зарядки он потребляет минимальный ток, сравнимый с током утечки. То есть, можно считать, что заряженный до конца аккумулятор не потребляет тока. У разряженной батареи внутреннее сопротивление низкое и при заряде, соответственно, она потребляет больший ток. Напряжение на аккумуляторе с увеличением его заряда растет, пропорционально его росту увеличивается внутреннее сопротивление, а зарядный ток уменьшается. Как уже было отмечено, полностью заряженное устройство практически не потребляет тока. На АКБ, используемую в составе ИБП, поступает напряжение, величина которого не превышает 13,8 вольта). Таким образом, АКБ не заряжен, его внутреннее напряжение невысоко, АКБ потребляет зарядный ток в повышенном объеме. Из-за постоянного потребления электролит в АКБ закипает, что приводит к быстрому выходу его из строя.
  • Токи. Стартерные АКБ за короткое время отдают большое количество тока. Это достигается благодаря уменьшенной толщине пластик в "банках". Специализированные аккумуляторные батареи отдают сравнительно небольшие токи, так как обладают более толстыми пластинами. В автомобильных аккумуляторных батареях толщина пластин составляет от 1 до 1,2 мм, а в специализированных – от 2 до 2,5 мм. Работая от аккумуляторной батареи источник бесперебойного питания потребляет небольшие токи, но более продолжительное время, чем при работе от АКБ. Разрушение более тонких пластин происходит быстрее. Поэтому автомобильные батареи имеют срок эксплуатации от двух до трех лет, а специализированные батареи - от четырех до пяти лет. К тому же, ток заряда разряженного АКБ способен во много раз превышать максимальный ток зарядки ИБП и может вывести источник бесперебойного питания из строя.
  • Заряд АКБ. Зарядить специализированную фирменную необслуживаемую аккумуляторную батарею можно где угодно, даже в жилом помещении. С зарядкой автомобильных батарей дело обстоит сложнее. Это можно делать только в специально оборудованном, вентилируемом помещении, оснащенном средствами пожаротушения, пожарной сигнализацией и другими противопожарными приспособлениями. Пренебрегать правилами пожарной безопасности нельзя ни в коем случае, поэтому заряжать такое оборудование вне специально оборудованного помещения строго запрещено.

Исходя из всего сказанного выше, использовать стартерные АКБ от автомобиля в составе ИБП на постоянной основе крайне не рекомендуется. Делать это можно только для кратковременной диагностики или при возникновении форс-мажорных обстоятельств.


Популярные статьи об источниках бесперебойного питания