Системы бесперебойного питания от
крупнейших мировых производителей

Как правильно зарядить аккумулятор от ИБП

Со временем большинство пользователей бесперебойных источников питания, заряжающие с помощью них свои аккумуляторы, начинают проявлять все больший интерес к их правильному использованию. Конечно, для эксплуатации практически любых бытовых электронных устройств существуют свои правила прописанные в инструкциях по эксплуатации. Источники бесперебойного питания также не являются исключением. Если эти правила не нарушать, то зарядка аккумулятора будет осуществляться быстро и эффективно, за счет того что происходящая в них химическая реакция будет происходить корректно. Напротив, при нарушении правил, пользователи могут столкнуться с быстрым выходом из строя батареи, которая начнет терять емкость, и намного раньше выйдет из строя.

Стартовый запуск

При покупке нового ИБП, а также при использовании старого устройства после его долгого простоя, Вам необходимо сначала полностью зарядить встроенный аккумулятор. Для этого можно воспользоваться другим зарядным устройством или просто понадеяться на работоспособность его электроники для правильной зарядки. В последнем случае нам достаточно просто подключить ИБП к электросети на сутки без нагрузки, чтобы его встроенная батарея за это время смогла набрать необходимый заряд и выйти на рабочий режим.

Конечно, напряжение на клеммах ИБП необходимо проверить вольтметром или мультиметром, для того чтобы быть уверенным в необходимых значениях. Обычно эта информация наносится на корпус ИБП метками 'Floating use' или 'Standby use'. При зарядке аккумулятора эти значения превысить не так просто, но если оно все еще достаточно низкое после его зарядки, то в этом случае необходимо проверить работоспособность самого ИБП. Важно выяснить, будет ли он выдавать при этом достаточный ток зарядки, который также указывается на корпусе - обычно, это значение приводится в разделе 'Cycle use'.

В случае же когда для зарядки батареи используется сторонний ИБП, проверка уровня его зарядного тока также должна проводиться регулярно и это крайне важно. Но также и сам ИБП, заряжающий Вашу батарею, тоже должен обладать всеми необхарактеристиками для этого. Например, его вольтаж должен находиться в пределах 'Standby use', сила его тока должна соответствовать 10% его емкости, указываемой на его корпусе, и не должна превышать значения 'Initial current'. Такой метод зарядки ИБП можно назвать более надежным по сравнению с использованием для этого самого ИБП.

Возможные проблемы

У всех ИБП встроенные АКБ подвержены двум основным проблемам. К первой из них относится их возможный перезаряд. Свинцовые АКБ отличаются тем, что способны накапливать излишки энергии и за счет этого их кислая среда (смесь воды с серной кислотой) начинает кипеть, постепенно разрушая корпус испускаемыми при этом газами.

Аккумуляторы ИБП устроены иначе. Вместо жидкости внутри них используется гелиевая паста (на корпусе таких АКБ наносится маркировка Gel), либо же вместо нее используются изготовленные из стеклоткани пористые сепараторы (маркировка - AMG). Но даже несмотря на это их перезаряд также ни к чему хорошему не приводит. В результате у этих аккумуляторов верхние части их внутренних контактов перестают полностью закрываться кислотным составом, а это может привести к электрическому замыканию и быстрому выходу из строя. И, даже если оголения верхних контактов не происходит, то перезаряд также идет во вред АКБ, снижая его ёмкость по току. В качестве основной причины этого являются небольшие газовые пузырьки, которые начинают возникать в их пасте или пористых сепараторах. Они начинают затруднять внутренние химические реакции происходящие в аккумуляторе при расходе и накоплении энергии. В этом случае ИБП начнет сам сигнализировать о возникновении проблем с зарядом своеобразным писком, либо с помощью аварийного индикатора.

Еще одной важной проблемой любого аккумулятора является его сильный разряд. За счет траты своей энергии, у АКБ начинает сильно падать плотность его кислотной среды, которая повышается при зарядке. В этом и состоит проблема - если плотность АКБ снижается, то это начинает влиять на химические реакции, необходимые для зарядки и за счет этого его зарядить становится либо чрезвычайно трудно, либо уже невозможно вообще.

Данная ситуация становится крайне опасной для работы АКБ, так как в этом случае просто возможно периодическое и даже спонтанное отключение всего оборудования запитываемое от него.

Способы диагностики неисправностей

В той ситуации, когда причиной неисправности АКБ может быть перезаряд, нам необходимо вовремя отсоединить его от ИБП и замерить основные характеристики с помощью мультиметра. Одним из самых характерных признаков проблем с ним является полное отсутствие на его клеммах напряжения. Когда же мультиметр не показывает наличие в АКБ зарядного тока, то его необходимо переключить в режим прозвона и искать короткое замыкание. Оно и может подтвердить его диагноз - перезаряд. После окончания периода заряда аккумулятора его выходное напряжение будет меньше значений, указанных на корпусе прибора в графе 'Standby use' или 'Floating use'. Если провести несколько подобных циклов зарядки, то возможно, конечно, частичное восстановление АКБ до его рабочих характеристик. Однако, это лишь полумера и не факт, что вообще она даст эффект. Но все же есть и еще один способ поднять плотность АКБ при его слишком сильном разряде. Речь идет об аккумуляторах ИБП типа AGM. Его верхняя крышка может сниматься и за счет этого в банки АКБ через пробки можно доливать дистиллированную воду до нужного объема. Этот метод, к сожалению, не подойдет для владельцев гелиевых аккумуляторов, так как их пасту таким способом не разбавишь и не улучшишь.

Когда же важно определить общее состояние АКБ, то нам на помощь может придти лампа от автомобильной фары. Для этого достаточно ее подключить всего на пару минут к клеммам устройства и понаблюдать за свечением. Если за это время ее яркость как-то заметно изменилась, то можно говорить об уменьшении емкости АКБ на более чем 50%. Это же можно отнести и к случаю, когда полностью заряженный по всем правилам аккумулятор начинает выдавать на своих контактах напряжение ниже 12 Вольт. Поэтому такие аккумуляторы нельзя использовать в ИБП при работе с нормальной нагрузкой.

Но еще важно помнить и о том, что необходимо проверять перед тестом емкости аккумулятора работоспособность самого источника бесперебойного питания, т.е. выдает ли он на выходе необходимое напряжение. Возможны ситуации и с его неисправностью.

Несколько важных рекомендаций

Нужно помнить, что превышение нагрузки негативно сказывается на источники бесперебойного питания любого типа. У ИБП в результате высокой нагрузки может не хватить мощности на зарядку его внутреннего АКБ, и он может вфйти из строя. А если ИБП не будет эксплуатироваться продолжительное время, то его периодически необходимо включать, чтобы проверить напряжение на внутреннем аккумуляторе, а также контролировать те его характеристики, которые указаны на корпусе - 'Standby use', к примеру, и при необходимости производить его подзаряд. Нужно не забывать и о температуре хранения ИБП - эта температура не должна быть ниже +5С, так как при замерзании электролита ухудшаются и технические характеристики его батареи. Ну и конечно, после долгого простоя ИБП и аккумулятора его сначала нужно полностью зарядить, а уже потом подключать к нему рабочую нагрузку.

Все перечисленные здесь рекомендации дают полное представление о том, как правильно подходить к зарядке аккумулятора ИБП, чтобы не допустить его быстрого выхода из строя и сохранить работоспособность.


Популярные статьи об источниках бесперебойного питания